Знаете ли вы, сколько складок на хакаме?
Когда я только пришёл заниматься айкидо, меня сразу заворожили движения айкидок в хакамах. Помимо более высокого уровня подготовки, который подразумевает ношение хакамы, сам этот элемент одежды делал движения её обладателя более красивым и гармоничным. Разумеется, природная любознательность заставила окунуться меня в бескрайний информационный океан всемирной паутины, чтобы узнать побольше об этом элементе одежды. И оказалось, что, как и всё в японской культуре, хакама не так проста, какой выглядит на первый взгляд.
Японской культуре свойственен глубокий символизм. Японцы выстраивают сложную систему ритуалов, которой неуклонно следуют. Каждый японец повсеместно взаимодействует с целым сонмом добрых и злых духов и правильные или неправильные действия в отношении духов, в конечном итоге влияют на него и всё его окружение. Нужно правильно думать, дышать, спать, есть, надевать правильную одежду. Если же действия «неправильные», то его не осудят люди, его покарают боги, силы, отвечающие за ту самую Гармонию, нарушение которой затрагивает каждого члена общества, в той или иной степени. В этом смысле хакама, с её складками-оберегами, призвана защищать её владельца в сложной системе мироустройства и быть своеобразным кодексом чести.
Во многих школах хакаму носят только обладатели чёрного пояса. Кое-где женщины могут начать носить хакаму раньше, чем мужчины. Обычно это объясняется скромностью женщин (вы же знаете, что ги изначально было нижним бельём? ;)). Но на мой взгляд, это дискриминация как женщин, так и мужчин, которой не должно быть места на татами. Традиция носить хакаму начиная с первого дана идёт из послевоенной Японии, когда многие вещи было трудно достать. Эта идея была выдвинута как временная мера, позволяющая избежать лишних расходов и только. Она не имеет ничего общего с тем, что хакама является символом некоего ранга.
Однако основатель айкидо Морихэй Уесиба настаивал на том, чтобы все носили хакамы, не зависимо от уровня. Но О-Сенсей происходил из времени и культуры в которых хакама была обычной одеждой и ходить в додзё в исподнем для него было неуместным.
Мицуги Саотоме Сэнсэй, в книге «Принципы Айкидо» писал:
«Когда я был учи-деши у О-Сэнсэя, каждый должен был носить хакаму, начиная с того момента, когда впервые ступал на татами. В то время не было никаких ограничений на тип или цвет хакамы, поэтому додзё было очень красочное место: можно было увидеть хакамы всех видов и цветов, от хакам кендо до полосатых церимониальных хакам и дорогих шёлковых, называемых сэндай-хира. Я представляю, что какой-то начинающий ученик получил хорошую взбучку за протёртые в сувари-ваза колени дорогой церемониальной хакамы своего деда, предназначенной для ношения только в особых случаях.
Я хорошо помню тот день, когда забыл хакаму. Я хотел выйти на татами, одетый только в доги, когда О-сенсей остановил меня.
«Где твоя хакама?» — строго спросил он. — «Почему ты думаешь, что можешь заниматься в одном нижнем белье? У тебя нет чувства приличия? Тебе явно не хватает знания и уважения этикета, необходимых для тех, кто занимается будо. Иди, сядь в сторонку и наблюдай за уроком!»
Это был только первый из многих выговоров, которые я получил от О-сенсея. Тем не менее, моё невежество в этом случае побудило О-Сэнсэя после занятия прочитать лекцию о значении хакамы. Он сказал нам, что хакама — это традиционная одежда для учеников кобудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему хакама имеет семь складок?
«Они символизируют семь добродетелей будо», — сказал О-сенсей. «Это Цзинь (Доброжелательность), Ги (Честь или Справедливость), Рей (Вежливость и Этикет), Ци (Мудрость, Разум), Шин (Искренность), Чу (Верность) и Ко (Благочестие). Мы находим эти качества в выдающихся самураях прошлого. Хакама побуждает нас задуматься о природе истинного бусидо. Её ношение символизирует традиции, которые передавались нам из поколения в поколение. Айкидо рождено духом бусидо Японии и в нашей практике мы должны стремиться отполировать семь традиционных добродетелей».Меня очень расстраивает, что хакама стала терять своё значение. Если мы перестанем понимать важность хакамы, возможно, мы начнем позволять и вещам, фундаментальным для духа айкидо, уходить в забвение. Если же мы будем верны пожеланиям О-сенсея относительно нашей тренировочной одежды, наш дух будет верен мечте, которой он посвятил свою жизнь».
Каждый раз, складывая хакаму после тренировки, мы стараемся вложить в это действие смысл: это некий медитативный переход от тренировки, познания будо, к обычной жизни. И расправляя складки на хакаме, мы стараемся не забывать принципы будо и в повседневной жизни:
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ВЕЖЛИВОСТЬ
МУДРОСТЬ
ИСКРЕННОСТЬ
ВЕРНОСТЬ
БЛАГОЧЕСТИЕ