Совершая зло я оскверняю себя. Не совершая зло я очищаю себя.
И чистота и скверна — результат моих собственных деяний.
Усилиями другого мне не очиститься.
Сёриндзи Кэмпо — система самосовершенствования посредством занятий боевым искусством, созданная в 1947 году японским мастером Накано Мичиоми, широко известна во всём мире. Этим боевым искусством занимаются более 2 миллионов человек в 3000 клубах, регулярно проводятся национальные и международные семинары и соревнования, издаётся литература, проводятся аттестации. В нашей стране, к сожалению, Сёриндзи Кэмпо мало популярно. Не думаю, что сильно ошибусь, если скажу о сотне-полутора активно практикующих эту систему по всей России. Тем не менее, у нас преподают прекрасные мастера, проводятся интересные мероприятия, а наши спортсмены регулярно становятся призёрами и победителями чемпионатов Европы, принимают участие в мировых первенствах. Цель данной статьи — познакомить вас с этим уникальным видом единоборств и историей его создания.
Сёриндзи Кэмпо (яп. 少林寺拳法) можно перевести, как кулачный метод (наука рукопашного боя) Храма в Молодом лесу. Так назвал Накано Мичиоми новое будо в дань уважения традиции Шаолинь Сы Цюань-Фа — кулачного метода монастыря Шаолинь. Для того, чтобы понять мотивацию Кайсо (Основателя) при выборе данного названия, необходимо обратиться к некоторым эпизодам из его биографии.
Потеряв отца, Накано Мичиоми, также известный как Со Досин (宗道臣) с восьми лет жил в Маньчжурии у своего деда — служащего Южно-Маньчжурской железнодорожной компании. Дед преподавал внуку Кэндо, Со-дзюцу и Фусен Рю дзю-дзюцу, что было для него первым опытом занятий единоборствами. В то время в японском обществе были очень сильны националистические настроения. Дед Накано был членом Амурского союза (яп. 黒龍会 Кокурю:кай, «Общество чёрного дракона») — военизированной группировки, руководимой японским националистом Рёхеем Утидой, главной задачей которой было изгнать русских с территорий Восточной Азии, находившихся южнее Амура (которая по-китайски называется «Река чёрного дракона» (кит. 黑龍江 Хэйлунцзян; яп. 黒竜江 кокурю:ко). Позднее покровителем молодого Мичиоми стал друг его деда Мицуру Тояма, создатель Гэнъёся (яп. 玄洋社, «Общества тёмного/чёрного океана») — пропагандировавшего паназиатские идеи и открыто призывавшего к захвату Кореи, Китая и российского Дальнего Востока.
Онисабуро Дэгути, Тояма Мицуру и Рёхэй Утида. Пацифист Онисабуро Дегути в компании двух сторонников войны.
В таком окружении рос будущий Кайсо, и неудивительно, что в 1928 году он вступил в армию и стал членом «Общества чёрного дракона». По заданию руководства общества, Накано Мичиоми занимался географическими исследованиями в Северном Китае: составлял военные карты и много ездил, что дало ему возможность изучать боевые искусства различных китайских школ, общаться со многими мастерами цюань-фа. В 1936 году Накано посетил монастырь Шаолинь, где изучал цюань-фа и буддизм школы чань (дзэн).
Ши Юнсинь — настоятель храма Шаолинь.
Изучение цюань-фа и чань оказало огромное влияние на созданное им впоследствии будо. Также, вполне понятно его желание возродить шаолиньские традиции, ведь сожжённый в 1928 году монастырь полвека находился в руинах. Ши Юнсинь, настоятель монастыря Шаолинь, в своей книге «Шаолинь в моём сердце», в ней упоминает о трёх визитах Накано Мичиоми в его монастырь в конце 1970-х годов. Во время одного из них Кайсо воздвиг «Монументальную стелу паломничества основателя Японской федерации Сёриндзи Кэмпо Со Досина к корням Кунг-фу и Чань». Также настоятель рассказывает об ответном визите уже после кончины Кайсо в Японию и своих впечатлениях от увиденного. Вот, что он пишет: «После нашего визита в головной офис ЯФСК (Японской Федерации Сёрендзи Кэмпо) я размышлял об опыте обучения Со Досина в монастыре Шаолинь в сороковых годах и об основанной им федерации, которая достигла выдающегося уровня развития. По сравнению с этим, того, что мы сделали для шаолиньского Кунг-фу, было вовсе недостаточно. Но в любом случае мы должны беречь узы и дружеские отношения наших двух стран, порождённые духом школы Чань и шаолиньского Кунг-фу.» Уровень владения боевым искусством, который продемонстрировали мастера Сёриндзи Кэмпо, Ши Юнсинь назвал великолепным. Что ещё можно к этому добавить?
С улыбкой на лице и скорбью в сердце — так, обманывая себя, мы провожали любимых людей и своих детей на войну… Поклянитесь собой, что люди вашего поколения никогда не станут такими.
Накано Мичиоми (Со Досин)
Окончание Второй мировой войны застало Со Досина в Маньчжурии. 9 августа 1945 года Красная армия перешла в наступление и за 11 дней захватила Маньчжурию; японские войска несли огромные потери, а раненых японских солдат оставляли умирать, пока армия отступала. Ужасы войны и страдание людей оставили глубокий след в сознании Накано Мичиоми.
Он вернулся в Японию в 1946 году. Это было время экономического и социального кризиса для большей части мира. Япония не была исключением. С огромной скорбью наблюдал он за моральным разложением людей: грабежами, насилием, равнодушием к судьбе окружающих. Перед обществом стояла задача преодоления тяжёлых последствий войны. Накано Мичиоми был убеждён в том, что выполнить эту задачу можно только развивая личностный потенциал его сограждан: «Человек, человек, человек – всё зависит от качеств человека. Всё, что есть в этом мире, подвластно людям. Люди планируют, управляют и контролируют всё происходящее. В конечном счете, всё происходящее напрямую зависит от образа мыслей одного человека, наделенного властью.» Он хотел видеть своих сограждан сильными, уверенными в себе, готовыми к взаимопомощи, обладающими творческим потенциалом и способными к преодолению трудностей.
После долгих размышлений Со Досин понял, что именно молодые люди, получившие надлежащее образование, могут построить будущее Японии. Основываясь на этом осознании, он начал проповедовать молодежи идеи о физическом здоровье нации и моральных принципах. Но молодые люди не проявили особого интереса к деятельности Накано Мичиоми, которая содержала только лекции.
Именно в этот мучительный период он получил откровение, которое пришло к нему во сне. В этом сне Бодхидхарма (основатель чань-буддизма) появился, но ушел, когда Со Досин попытался подойти к нему. Проснувшись, Накано Мичиоми вспомнил фреску, которую однажды видел в Китае. На фреске были изображены индийские и китайские монахи, практиковавшие техники, которые, как считается, изобрел Бодхидхарма.
Кайсо понял, что только духовного просвещения будет недостаточно для обучения молодежи, которая будет строить будущее страны. Он систематизировал и творчески переосмыслил техники, которые изучал в Китае, а также дополнил их теми, которые почерпнул из японских единоборств, в частности школы Хакко рю дзю-дзюцу. Получился новый стиль, в котором естественным образом сочетаются техники, методики и традиции китайских и японских школ боевых искусств. Но система состояла не только из тренинга навыков самообороны и физического развития, но также из медитации, обсуждения философских и нравственных вопросов, изучения способов реабилитации. Произошло это в 1947 году, когда Накано Мичиоми было 36 лет.
В том же 1947 году он начал преподавать в своём домашнем додзё в Тадоцу, префектура Кагава, площадь которого составляла всего 5,5 татами (размер татами, обычно, 95,5 см * 191 см). В основном зал посещали местные железнодорожные служащие, полицейские и ученики старших классов школ. Новое боевое искусство быстро становилось популярным сначала по всей Японии потом и в мире. Уже через 25 лет, в 1972 году, его практиковали в 36 странах.
Эмблема Сёриндзи Кэмпо состоит из двух перекрывающихся кругов, окруженных с четырёх сторон щитами, символами единства единомышленников. Этот знак был официально принят в качестве универсального логотипа Сёриндзи Кэмпо в 2005 году. «Эмблема Сёриндзи Кэмпо символизирует истину, в которую мы верим. Различные элементы объединяются, помогают друг другу и, взаимодействуя, образуют гармонию.»
Для достижения единства и контроля за развитием Сёриндзи Кэмпо в мире в 1972 году была создана Международная федерация Сёриндзи Кэмпо, которую в 1976 году сменила Всемирная организация Сёриндзи Кэмпо (WSKO). С 1985 года один раз в четыре года проводится Чемпионат мира — Тайкай, в рамках которого, кроме самого соревнования, также проводят обучение лучшие инструкторы и кэнси (практикующие) обмениваются друг с другом опытом.
Не смотря на широкое распространение, Сёридзи Кэмпо остаётся единым во всём мире. Если во многих единоборствах существуют отдельные школы, федерации и стили, то Сёриндзи Кэмпо этого практически избежало. В любом додзё используют одинаковую терминологию, методики, изучают одинаковые техники. А в Японии кэнси может при наличии подтверждения от своего инструктора сдавать очередной экзамен любому инструктору в любом додзё по всей Японии, где в данный момент проходит аттестация.
Хотелось бы кратко остановиться на особенностях Сёриндзи Кэмпо как системы развития:
Задача Сёриндзи Кэмпо — даровать занимающемуся три сокровища: умение защищать себя, умственное развитие, хорошее здоровье.
Технический арсенал этого будо состоит из трёх разделов:
Дзю хо (Мягкие техники): освобождения от захватов, болевые приёмы, броски, удержания, воздействия на болевые точки, удушения.
Го хо (Жёсткие техники): удары руками и ногами, блоки, уходы.
Сэй хо: методы регуляции мышц, костей, суставов, меридианов: различные виды массажа, воздействия на биологически активные точки тела.
Хорошо разработан раздел укеми (страховок), что необходимо для безопасных занятий.
В основном в Сёриндзи Кэмпо в разделе Го хо практикуется работа на средней и длинной дистанции, поэтому локти и колени не используются, клинча нет.
Если говорить о Дзю хо, то количество технических действий в этом разделе огромное, а атаки используются самые разнообразные.
При правильной методике эти три раздела должны способствовать укреплению здоровья и получению навыков необходимой самообороны. По соображениям безопасности из соревнований был исключён рандори (поединок), хотя на занятиях этот вид тренировки не запрещён.
Сериндзи Кемпо — это боевое искусство, в котором важной составляющей являются этические нормы и мораль, поэтому практикующему предлагается осмыслить и применять в жизни шесть принципов Сёриндзи Кэмпо, которые были сформулированы Со Досином:
Кэн дзэн ичинё — единство тела и духа (разума). Согласно этому принципу, от практикующего требуется соблюдение баланса во время занятий: необходимо развивать в одинаковой мере и тело и разум, также необходимо понимание, что тело и дух нераздельны.
Рики ай фуни — гармония силы и доброты. У нас в России есть замечательная поговорка: «Добро должно быть с кулаками», она замечательно характеризует этот принцип. Кайсо по этому поводу сказал так: «Сила без справедливости – насилие, справедливость без силы — бессилие.» Согласно этому принципу, для того, чтобы отстоять справедливость, необходимо быть достаточно сильным.
Сюсю кодзю — защита первична, атака вторична. Сёриндзи Кэмпо является защитной системой. Главная цель этого боевого искусства — остановить агрессию, поэтому абсолютное большинство техник Сёриндзи Кемпо начинается с защиты.
Фусацу кацудзин — не убивай, а пробуждай. Это отличительная черта практического использования технического арсенала Сриндзи Кэмпо. «Все дрожат перед наказанием, жизнь приятна для всех — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству». (Дхаммапада.10.130). К занимающемуся Сёриндзи кэмпо предъявляется требование не применять, насколько это возможно, чрезмерную силу.
Го дзю иттай — единство жёсткого и мягкого. Как было сказано выше, техники самообороны в Сёриндзи Кэмпо делятся на жёсткие и мягкие. Они дополняют и усиливают друг друга. В процессе их применения часто сложно сказать, относятся ли они к го хо или к дзю хо, потому что нередко освобождение переходит в удар, а удар в бросок. Именно это и называется го дзю иттай.
Кумитэ сютай — приоритет парной работы. Эта отличительная черта тренировочного процесса в большей мере характерна для японских, чем для китайских боевых искусств. Именно в работе с партнёром возможно научиться чувствовать дистанцию, правильной реакции на движения партнёра, чувству времени и др. Также важно, что обучение в парах дает навыки общения и умение преодолевать конфликтные ситуации. Тренировка в паре — это совместное развитие с партнёром.
«Причина, по которой я создал Сёриндзи Кэмпо
— сильное желание изменить себя и преобразовать мир.
Всё сводится к тому, что «Я» стараюсь быть счастливым,
и желаю, чтобы другие также были счастливы.»
И наконец, наверное, самая важная особенность сердцевинной практики Сёриндзи Кэмпо является учение Конго дзэн. Поэтому оно не только единоборство, а также и одна из дисциплин, которую практикуют в религиозной организации «Конго-дзэн Сохондзан Сёриндзи». Конго дзэн (Разум, твёрдый как алмаз), это «учение, которое преимущественно основывается на том, что царствие небесное лежит внутри человека…», поэтому в центре его внимания не проблемы жизни, смерти и посмертного воздаяния, существования или не существования богов, а сам человек, его личность и взаимоотношения с другими людьми. Оно призывает осознать единство тела и духа и активно развивать их, посредством изучения Сёриндзи Кэмпо. А цель — создать сильную личность, уверенную в себе и на которую могут положиться другие. В отношении с окружающими практикующий Сёриндзи Кэмпо должен руководствоваться принципом:
«Половина жизни себе, половина другим» и развивать чувство сострадания и готовность к помощи. Построение мира, в котором люди могут доверять друг другу, а сильные помогать слабым и было основной целью создания учения».
Евгений Разиков,
специально для «Мастер Айкидо»